ЯЗЫК ПАСКАЛЬ

ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ГОСТЕВАЯ КНИГА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Структура программы

Так выглядит окно программы Турбо Паскаль.
Программа на языке Турбо Паскаль имеет вид:

PROGRAM [имя];
[необязательный оператор USES];
[раздел описания];
BEGIN
[команды];
END.

[имя] - программы может содержать до 8 символов, состоящих из латинских букв и цифр (должно начинаться с буквы и не содержать пробела).
[Необязательные операторы USES] - указывает какие модули входят в программу.
[раздел описания] - указывает какие процедуры и функции, переменные, метки будут использованы в программе. Этот раздел состоит из разделов описания: меток, типов, констант, переменных, процедур и функций.
BEGIN - ключевое слово, указывающее, что за ним следует текст программы.
[команды] - команды языка программирования.
END. - указывает на окончание программы.
Команды заканчиваются символом ' ; ' - этот символ показывает окончание одной команды и начало следующей.
Команды могут содержать произвольное количество пробелов, а так же могут быть разделены на несколько экранных строк и наоборот - несколько команд может быть в одной строке. В принципе вся программа на языке Pascal может быть записана в одну экранную строку.

Упорство и труд все перетрут!

КАК НАПИСАТЬ ПРОГРАММУ  
Чтобы программа была исполняемой, к ней необходимо сделать некоторые дополнения. Ниже мы опишем структуру программы на языке Паскаль, а в качестве примера будем использовать фрагмент с подсчетом количества положительных чисел.



1. У программы должно быть имя. Имя программы - это набор латинских букв и цифр. Имя может быть почти произвольным, но оно не должно совпадать с ключевыми словами, то есть такие слова, как "read", "write", "For" не могут быть именем программы. Имя программы пишется после ключевого слова "program". После имени программы обязательно ставится точка с запятой.



Пример : program proba;



2. Далеко не все команды, которые мы имеем возможность записать в программе, непосредственно обрабатываются компилятором. Беда в том, что возможных команд слишком много, чтобы обязывать компилятор знать их все. Поэтому в современных языках программирования используется такое понятие, как библиотека готовых команд. И, если мы используем ту или иную команду, которая не известна компилятору, мы должны указать имя библиотеки, где записан код этой команды. Приведем пример, как это сделать.

Предположим, что у нас есть желание использовать команду clrscr, которая очищает экран. Если мы просто вставим эту команду в текст программы, то компилятор сообщит нам, что этот идентификатор ему не известен. Поэтому необходимо обратится к справочнику языка, найти в нем описание clrscr, а в описании найти слово Unit. И то, что будет записано после этого слова, есть имя библиотеки. Конкретно в нашем случае имя библиотеки будет Crt. А указать это имя в программе можно так : uses crt. Теперь наша программа будет выглядеть так:



program proba;

uses crt;

Далее в программе следует описание типов переменных. Выглядит это так: var список переменных : описание типа. В этой книге есть целая глава, посвященная описанию различных типов данных. Сейчас нам достаточно одного типа. Договоримся, что вводимые нами числа будут обязательно целыми. Тип целых чисел в языке Паскаль называется integer. Теперь наша программа будет выглядеть следующим образом:



program proba;

uses crt;

var

n,s,i,a:integer;


продолжение выше --->
Далее записывается текст программы, заключенный между словами "begin" ( начало ) и "end" ( конец ).

Обратите внимание, что сложный оператор также оформляется с помощью этих ключевых слов, из чего следует, что программу надо рассматривать как сложный оператор, но программа имеет то небольшое отличие, что после слова "end" в сложном операторе ставится точка с запятой, а после слова "end", заканчивающего программу, ставится точка. Окончательный вариант программы будет выглядеть следующим образом:



program proba;

uses crt;

var

n,s,i,a:integer;

begin

read(n);

s:=0;

for i:=1 to n do

begin

read(a);

if a>0 then s:=s+1;

end;

write(s);

end.



* Примечания

1. Блок описания переменных необязательно будет содержать описания только одного типа. После слова "var" можно создать сколько угодно описаний.

2. В нашем примере структура программы описана не полностью. Здесь отсутствует блок описания типов, определенных пользователем, и блок описания процедур и функций, но этому дальше будут посвящены отдельные главы

ккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккк
А так выглядит готовая программа
Ну а если чего и нет на этом сайте, на помощь придет СПРАВКА
   
История языка Типы данных Алфавит Программа Операци и операторы
Циклы Процедуры и функции Сообщения об ошибках Примеры программ Гостевая книга

© МосквичЁв

Hosted by uCoz